ВНЕДОРОЖНИКИ   РОССИИ
vnedorozhniki-rossii.narod.ru

    МЗМА  АЗЛК   ИЖ

Главная

Завод "Москвич". Малоизвестные страницы  

 

Статьи

   "Москвич". Какие ассоциации вызывает упоминание этой марки автомобиля? "412-й" и "2140-й" - тряские, узкие. Правда - крепкие и неприхотливые. Сколько ухитряются грузить на эти машины - никакая иномарка не увезет! Или "2141-й". Перманентно ржавеющий и ломающийся, гремящий всеми своими частями... Даже пересадка движка от "Рено" и других импортных комплектующих "по мелочам" не придали цивилизованности поведению этой машины. А новоявленный выводок "князей", полученных из "41-го" путем его удлинения, вызывает только усмешку. Да, что ни говори, сейчас АЗЛК - это явный аутсайдер нашего автопрома. Но так было не всегда. Были и в его истории яркие, интересные страницы. О некоторых из них я хочу рассказать.
СТРАНИЦА ПЕРВАЯ. ДЖИПЫ
   Какую отечественную машину можно считать первым чисто гражданским автомобилем повышенной проходимости? Я думаю, что большинство, не задумываясь, ответят: "Ниву". И будут не правы. Но... обо всем по порядку.
   Конец 50-х годов. В это время руководство МЗМА (так тогда назывался "Москвич" - Московский завод малолитражных автомобилей), проанализировав причины успеха у покупателей модели "ГАЗ-72", стало рассматривать возможность производства сельскохозяйственной модификации "Москвича-402". Здесь надо сделать некоторые разъяснения. "ГАЗ-72" - это фактически "Победа" повышенной проходимости, а если быть точнее - "гибрид" из корпуса "ГАЗ-20" и трансмиссии "ГАЗ-69", благо габариты обеих машин позволяли сделать это.
     Конструкторы МЗМА пошли несколько иным путем. Готовой ходовой части у них не было, поэтому были спроектированы новые передний и задний мосты, изменена передняя подвеска (она стала рессорной), в трансмиссию включили раздатку. Истины ради надо отметить, что "Москвич-410" делался не совсем "с нуля". На ГАЗе под руководством Г. М. Вассермана проводились опытные испытания двухместного автомобиля повышенной проходимости "ГАЗ-73". Разработка в серию не пошла, но один из опытных образцов был передан МЗМА. Именно на базе его узлов и была основана спроектированная на "Москвиче" трансмиссия и подвеска.
      "Москвич-410" стал серийно выпускаться с 1957 года. Он комплектовался 35-сильным двигателем и трехступенчатой КПП от "402-го". Машина быстро нашла своего потребителя и стала пользоваться популярностью, особенно в сельской местности. Однако были у нее и существенные недостатки. Все дело в том, что простая и быстрая "пересадка" джиповской подвески вызвала усиление нагрузки на конструкции кузова. При движении с грузом по пересеченной местности частенько появлялись трещины в лонжеронах: ведь из-за применения рессор опоры крепления передней подвески сместились практически под бампер. Кроме того, четырехдверный кузов типа "седан" имел слишком малую жесткость - возникали перекосы. Но не это было главной проблемой. Центр тяжести оказался слишком высоко расположенным. Это отрицательно сказалось на управляемости; машина имела тенденцию к опрокидыванию.
      В конце 50-х годов должность заместителя главного инженера МЗМА занимал талантливый конструктор И. А. Гладилин. Именно ему было поручена доводка "М-410". Это было не такой уж простой задачей. Надо было усилить несущие конструкции кузова. Однако изготовить лонжероны из листа большего сечения не удалось: у завода отсутствовало необходимое технологическое оборудование. Наварка дополнительных полос вдоль несущих элементов кузова оказалась малоэффективной. И тогда Гладилин нашел весьма оригинальное решение: использование кузова типа "универсал". Большей жесткостью он обладал за счет более длинной крыши и дополнительных задних стоек.
     Новая модель, названная "Москвичом-411", была сразу оценена сельскими потребителями: оснащавшаяся более мощным двигателем от модели "407" и четырехступенчатой коробкой передач, она обладала лучшими ходовыми качествами, позволяла перевозить громоздкие грузы. Однако у нее сохранялись и многие недостатки: управляемость по-прежнему была очень плохой, на высоких скоростях машина была неустойчивой.
     В 1958 году автопром решил развернуть на МЗМА производство гражданского малолитражного автомобиля повышенной проходимости. Такая задача решалась впервые в истории отечественного автомобилестроения. Более того: нигде в мире машины подобного класса не производились! Естественно было пойти по пути модернизации уже выпускаемых моделей, устранив недостатки. Однако ликвидировать их в рамках существующей компоновки было невозможно, и Гладилин принял решение делать принципиально новую конструкцию.
     С 1958 по 1960 год велись активные разработки. И, несмотря на весьма скромное финансирование, задача была успешно решена. Конструкция кузова стала иной: он стал двухдверным и более коротким; была использована очень жесткая лонжеронная рама. Мосты и подвеска были заимствованы от модели "М-410"; коробку и раздатку соединили в один блок.
     Новая модель разрабатывалась в двух вариантах: с брезентовым верхом ("Москвич-415") и с жестким металлическим ("Москвич-416"). Внутри кузова располагались два сиденья - для водителя и переднего пассажира; в задней части салона вдоль бортов размещались две жесткие двухместные откидные лавки. Имелась система отопления, обогрев лобового стекла, надежная система пылеизоляции. Поражает сходство в габаритах с "Нивой": длина - 3,5 метра, ширина - 1,7 метра. "416-й" должен был стать первым массовым автомобилем для села. Была подготовлена вся техническая документация и оснастка для серийного производства. Однако МЗМА не имел достаточных производственных площадей, поэтому освоение новинки затягивалось. В 1961 году руководство автопрома поменялось; идея малолитражного джипа потеряла актуальность и постепенно умерла. На первый план вышла задача зарабатывания валюты. Из продукции МЗМА на внешнем рынке успешно продавался "Москвич-407", причем не только "братьям по лагерю". Крупнейшим импортером являлась Финляндия. Более мелкие партии покупали Норвегия и Швеция.
     В 1961 году, вопреки желанию руководства завода, было полностью свернуто производство моделей "410" и "411"; модели "415" и "416" умерли, так и не появившись на свет. Появление массового малолитражного джипа было отложено на 17 лет, до создания "Нивы"... 

Дмитрий МАТВЕЕВ

   vnedorozhniki-rossii.narod.ru

Главная  

Статьи

 

Вверх

 



Яндекс.Метрика
Hosted by uCoz